Реклама на асфальте законность, правовой аспект

Данная страница устарела, актуальную юридическую ситуацию на 2017 смотрите здесь!

Нарушает ли реклама на асфальте законность?

В мегаполисах и крупных городах привычные способы рекламы уже практически исчерпали себя, доверия к ним мало. Нужно искать новые пути, как донести информацию до своего клиента. На помощь приходят нестандартные приёмы маркетинга, одним из которых является реклама на асфальте. Многих заказчиков интересует правовой аспект подобного продвижения товаров и услуг. Насколько законно использовать баллоны с краской, чтобы рекламировать продукт?

Здесь есть целый ряд технических тонкостей. Во-первых, реклама на асфальте законность нарушает в том случае, если она нанесена на исторические памятники, охраняемые объекты, подземные переходы, на проезжей части. В этом случае возможно наступление уголовной или административной ответственности по различным статьям: злостное хулиганство, вандализм и т.д.

В любом случае, даже само судебное разбирательство существенно ухудшит имидж компании и подорвёт доверие к ней.

Во-вторых, фирмы, которые занимаются предоставлением таких услуг, ни в коем случае не должны «светиться», то есть привлекать к себе внимание. Работа оформляется таким образом, чтобы нарушение как таковое не просматривалось. Заключается обычный договор на оказание услуг, где не конкретизируется ни форма, ни вид работы. Фирма-исполнитель обеспечивает полную конфиденциальность, информация не пойдёт ни в какие государственные органы.

Опытные работники никогда не нарушат закон настолько, чтобы навлечь на себя гнев стражей порядка. А на мелкие правонарушения всегда закроют глаза.

Суровый закон, а именно Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, определил: реклама должна размещаться лишь в местах, специально для этого предназначенных. Такая норма содержится в статье 8.13, и штраф за её нарушение является весьма и весьма значительным. Для юридических лиц он составляет до 30.000 рублей, а для физических – до 2.500 рублей. Но применялась статья очень редко: это скорее предупреждение, нежели открытая агрессия.

Естественно, причастность фирмы к нанесению рекламы нужно будет доказать. В случае поимки исполнителя с поличным или представлением других доказательств (видеозапись, свидетельские показания), этим будут заниматься компетентные органы. Зная их рвение, можно предположить, что заниматься не будет никто.

Чтобы реклама на асфальте законность нарушила настолько, чтобы наступила уголовная ответственность по 214-й статье (вандализм) уголовного кодекса, нужно нанести серьёзный урон самим фактом её размещения. Это, как отмечалось, возможно, если будут испорчены исторические памятники, муниципальная собственность и т.д.

С другой стороны, и в этом контексте статья не применялась: массовых случаев нарушения выявлено не было. С чем это связано?

В первую очередь, компании-исполнители работают аккуратно, в тёмное время суток, и делают это быстро. В судах дел по рекламе на асфальте доселе не рассматривалось: это говорит о том, что и ошибок не было.

Пожалуй, весь вопрос заключается в том, можно ли признать асфальт местом, специально приспособленным под рекламу. Наше законодательство постулирует принцип: то, что не запрещено, разрешено. Представим себе такой вариант: после размещения рекламы, к Вам вместе с новыми клиентами приходят проверяющие органы. Они интересуются, почему Вы «позволили» себе использовать такой способ продвижения.

На что Вы отвечаете: это всё происки конкурентов, которые хотят, чтобы нас закрыли. Договоров нет, показаний нет, свидетелей тоже нет. Точно также представляют себе эту ситуацию и проверяющие органы, которые не захотят иметь глупый вид в подобных случаях. Именно по этой причине реклама на асфальте до сего дня остаётся надёжным способом донесения информации, весьма дешёвым и практичным.

P.S. Широко разрекламированная поправка от Олега Михеева («Единая Россия») в закон «О рекламе», ст. 19, ратифицирована не была, хотя слухи о её введении живут уже больше года.